Там, где сливаются две реки Лопань и Харьков, у родника с чистой водой была заложена крепость, охранявшая южные рубежи государства Московского, - ныне город Харьков. Вокруг крепости строились дома, поселение разрасталась, занимая береговую низменность. Воды в Харькове было с избытком, пришлось даже осушать болота и подсыпать речные берега, иначе наводнения регулярно подтапливали городские постройки.
Указом Губернатора было принято решение об обязательной прокладке дренажных каналов владельцами усадеб. Те за свой счет сооружали водоотводы и возводили над ними мосты, что позволило понизить уровень грунтовых вод и избавить город от топких болот. Для бытовых нужд население брало воду из родников и рек, а бурение скважин было освоено несколько десятков лет спустя, когда началось строительство водопровода.Предпосылкой к поиску новых источников водоснабжения стало загрязнение рек городскими стоками. Поселение росло, расширялось, начали работу промышленные предприятия, что явилось причиной резкого снижения качества речной воды, признанной врачами Харькова непригодной к употреблению в быту. Так, источниками питьевой воды долгое время оставались родники - криницы. Самая старейшая из них - Белгородская, к великому сожалению, уничтоженная в 90-х прошлого столетия: родник засыпали, а на его месте выстроили АЗС.
По одному из городских преданий, в XIX веке годах в 30-х, гостивший в Харькове иностранец завещал городу свой капитал. Его смертельная болезнь развилась из-за употребления некачественной известковой воды, поэтому он решил пожертвовать деньги на развитие системы водоснабжения.Еще один меценат - работавший в Харькове учитель французского языка из Швейцарии. Возвращаясь на родину, он оставил городу 15 тысяч на строительство водопровода. Вклад в фонд обустройства водопроводной системы сделали представители харьковского купечества, два года отчислявшие в пользу фонда полпроцента с ренты.Но городские власти почему-то «похоронили» проект: дело об обустройстве системы водоснабжения пролежало на полках губернской канцелярии 26 лет! Такое положение дел полностью устраивало местных водовозов, зарабатывавших на доставке воды от родников и колодцев в разные районы города. А жителям Харькова в то время требовалось более ста тысяч ведер ежедневно. Ничего не производя, водовозы получали за свою работу немалые деньги: когда фунт хлеба стоил 3 копейки, ведро воды обходилось горожанам в полторы.Предел терпения и жителей, и властей Харькова наступил в 1869 году, когда с окончанием строительства железнодорожного узла нарушился водоток Карповских ключей. Свежая чистая вода, и так считавшаяся редкостью, стала дефицитом. В результате все-таки началось обустройство водопроводной системы, и летом 1881 года состоялся торжественный пуск первого водопровода города Харьков.