Новочеркасск - десятый по счету город в России, в котором была обустроена полноценная система водоснабжения. Проект водопровода был утвержден самим императором. Приказ о начале строительства грандиозного гидротехнического сооружения подписан 2 ноября 1862 года. Подготовка к строительству и сами строительные работы велись без малого 3 года - торжественный пуск водопровода состоялся в в декабре 1865 года, так что скоро в Новочеркасске юбилей - исполняется 150 лет водопроводу города.
В середине XIX века началось строительство Грушевско-Донской железной дороги: необходимо было обеспечить доставку угля из шахт к судовой пристани на реке Дон. Железнодорожная насыпь отрезала территорию города от полноводных рек. Доставка воды населению Новочеркасска усложнилась, да и качество воды в реках Аксае и его притоке Тузлов значительно ухудшилось из-за попадавших в русла рек бытовых и промышленных стоков.Проектирование и строительство водопровода поручили «Войсковому комитету Грушевской железной дороги и Новочеркасского водопровода», организации, созданной специально для обустройства системы водоснабжения. Войско Донское выделило на строительство 555 тысяч рублей. Воду было решено добывать из природных источников, расположенных возле станицы Александровская.
Подземные источники в сутки давали 92 тысячи ведер чистой воды. Чтобы направить воду от родников к небольшим кирпичным накопительным скважинам, были выложены лотки из кирпича. По чугунным трубам вода из колодцев поступала в соединительный бассейн, обустроенный в Александровской станице, а оттуда переправлялась в запасной резервуар объемом в 45 тысяч ведер. Там были установлены водоподъемные машины для перекачки воды. Водовод проттянулся на восемь с лишним верст, а общая протяженность водопроводных сетей Новочеркасска в те годы составила 41 версту.В городе обустроили шесть водных бассейнов, фонтан, пять ключевых колодцев и 131 кирпичный колодец. Водные бассейны охранялись сторожами, взимавшими плату за пользование водопроводом. Жители расплачивались за воду наличными деньгами или специальными жетонами.
Железная дорога соединила Новочеркасск с крупными российскими городами - Воронежем и Москвой, и население города стало резко расти за счет людей, прибывающих из отдаленных регионов. Система водоснабжения города потребовала модернизации, так как увеличилось не только количество жилых домов, но и росло число промышленных предприятий и торговых точек. В 1880 году даже пришлось ограничить потребление воды.Чугунные трубы заросли отложениями, и их пропускная способность сильно уменьшилась. Упал напор в водопроводной системе, и жители вторых этажей перестали получать воду. Почти за четверть века существования системы водоснабжения Новочеркасска ее расчетная мощность упала со ста тысяч ведер в сутки до 68 тысяч. В связи со сложившейся ситуацией властями города было принято решение о модернизации городского водопровода, и первым шагом стало создание дополнительного напорного резервуара, вмещавшего 100 тысяч ведер воды.Водопроводную сеть начали расширять, чтобы вода подавалась не только на центральные улицы города, но и в отдаленные от центра районы. На реконструкцию из войсковой казны было выделено 800 тысяч рублей. В середине XX века надобность в запасном резервуаре отпала, и его стали использовать в качестве овощехранилища, а потом и вовсе разобрали. В настоящее время по своему прямому назначению из всех построенных сто лет назад сооружений используется только фонтан, а как памятники истории сохранились две кирпичные башни - бывшие реконструированные водоразборные бассейны.А знаете ли вы?..В числе создателей водопровода города Новочеркасска присутствовал барон Андрей Дельвиг - брат Антона Дельвига, друга великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Андрей Дельвиг получил техническое образование и был довольно знаменитым в России инженером.