В очередной раз проблемы безводных районов Китая были подняты на экономическом форуме в Эрляне, где обсуждались вопросы сотрудничества трех стран: России, Монголии и Китая. И в выступлении мэра Эрляня прозвучало предложение, поставившее воду в категорию самого важного товара в торговых отношениях между Китаем и Россией: построить гигантский водопровод, по которому в Поднебесную будет осуществляться транспортировка воды из озера Байкал. Как известно, байкальская вода обладает уникальными свойствами, присущими только ей, и мировой спрос на воду из Байкала не просто велик – он огромен!
Можно осуществить бурение скважин и начать добывать воду с глубины 200-300-1500 метров и глубже, но она не будет байкальской. Так что желание китайской стороны получить трубопровод с уникальной водой понятно. Участники форума как один высказались против, вспомнив и прошлые проекты: сброс в Иркут отходов БЦБК и планы по прокладке нефтяной, а позднее газовой трубы по дну Байкала. Учитывая, что в феврале текущего года премьер пообещал закрыть БЦБК, экологи облегченно выдохнули, и вдруг возникает перспектива новой угрозы для уникального озера.
Если рассмотреть проект гигантского водопровода с научной точки зрения, отбросив все эмоции и аргументы “такого не должно быть, потому что такого не должно быть никогда”;, можно прийти к интересным выводам. Безусловно, вопрос сохранения природного комплекса – озера с необычайно чистой водой – решается туго, но и водопровод не станет причиной потери уникального хранилища пятой части мировых запасов пресной воды.
Если подсчитать, какое количество воды будет отбираться в трубу, получится число менее одного процента от объема стока из Байкала в Ангару. Это немало в абсолютном количестве, но ничтожно в относительном. Если труба не сможет повлиять на снижение объема воды в озере, то как выглядит реализация проекта с технической точки зрения? Имеется ввиду энергообеспечение водопровода.
По подсчетам экспертов, для перекачки воды объемом четыре кубических метра в секунду по стандартным трубам 1,4 метра в диаметре на расстояние две тысячи километров в течение семи суток потребуется треть от мощности Иркутской ГЭС. Учитывая, что Богучанская ГЭС не задействована полностью, дополнительные мощности можно изыскать.
Основные эксплуатационные расходы придутся на оплату электроэнергии. Тариф Иркутскэнерго – 1 рубль за киловатт/час. Следовательно, за перекачку одного кубометра воды нужно будет заплатить энергетикам чуть больше 30 рублей. А цена 1 м3 пресной воды (не опресненной, а натуральной) на мировых рынках доходит до 2 евро, то есть более 80 рублей. Таким образом, можно считать прибыльным проект водопровода Байкал-Китай.
Семь дней вода со скоростью 4 м/с будет путешествовать в трубе. Будет ли она такой же чистой, как при входе в трубу и останутся ли ее уникальные лечебные свойства? К сожалению, ответ на это вопрос можно получить только эмпирическим путем.
А знаете ли вы?..
Был предложен еще один способ транспортировки байкальской воды на экспорт: так называемый, рельсовый водопровод. Проще говоря, предполагается перевозить воду в специальных цистернах по железной дороге. Протянув “водную” магистраль на расстояние около 1200 километров, через семь лет эксплуатации можно выйти на чистую прибыль более чем в сто миллиардов рублей в год, поставляя за рубеж 40 миллионов кубометров байкальской воды.
Планируете заказать бурение скважины на воду или обустройство скважины под ключ? Просто свяжитесь с нами!