Оказывается, когда еще Беларусь входила в состав СССР, над Минском нависла угроза дефицита питьевой воды. В то время простые советские жители даже не задумывались о рациональном и бережливом отношении к водным ресурсам - в стране Советов их должно было хватать всем! Удивительно, но от нехватки воды Минск спас развал Советского Союза, вследствие чего в большинстве своем исчезли основные потребители воды - промышленные предприятия. И растущему как на дрожжах населению Минска водных ресурсов, на счастье, хватило сполна.
У Минска, по мнению европейцев, всегда были практически неисчерпаемые запасы воды. А когда будущую столицу Беларуси еще и городом-то можно было назвать с натяжкой - всего-то одна тысяча домов, - жителям хватало той воды, что давали колодцы и река Свислочь, да проливные дожди. Но как и в других российских городах, с приростом населения и увеличением количества промышленных предприятий Свислочь и неглубокие колодцы загрязнились сточными водами. Отсутствие канализации лишь усугубило картину: считается, что первым возмутился губернатор, которому служанка принесла стакан чая с характерным запахом уличной уборной.Водопровод необходим - поставил ребром задачу тогдашний губернатор, и в 1871 году строители принялись за работу по прокладке магистральных труб и бурению двух скважин глубиной 30 метров. В 1874 году торжественное открытие водопровода отметили невероятным фейерверком, от которого начался пожар, и сгорело несколько деревянных жилых домов. Безусловно, новый водопровод снабжал только центр Минска и проживающее там высокое начальство, а жители окраин по-прежнему пользовались колодцами и брали воду из реки.
В начале XX века с ростом населения Минска продолжил развитие и минский водопровод. Муниципальные власти дали команду на бурение артезианских скважин: к 30-метровым источникам добавились скважины 180 м, 281,5 м и самая глубокая, пробуренная в 1930 году, 354 метра. Последняя, кстати, дала минеральную воду, которая сейчас продается под маркой «Минская».Высший Совет народного хозяйства прислал в Минск экспедицию: геологи, гидрогеологи, химики и буровики провели изыскания и обнаружили залежи подземных вод высочайшего качества. Там и построили главный водозабор. Мощный водоносный горизонт, прикрытый толстым пластом глины, был хорошо защищен от поверхностных загрязнений. Хотя и его умудрилась слегка испортить птицефабрика имени Н. К. Крупской. Сегодня на месте старой водопроводной станции существует артезианский водозабор «Новинки».
Больше половины воды в краны жителей Минска поступает из подземных источников. Лишь несколько районов, в том числе Московский и Фрунзенский, снабжаются водой из Вилейско-Минской водной системы: это поверхностные воды, прошедшие специальную очистку и хлорирование. По своим качествам вода из поверхностных источников, конечно, уступает воде из скважин, которых только в черте города находится четыре. Еще восемь расположены за пределами городской черты.Для добычи воды из подземных источников возведены водозаборы - чрезвычайно сложные гидротехнические сооружения. Но тем, кто хотел бы взглянуть на работу насосных станции изнутри, идти с экскурсией специалисты не советуют: станция представляет собой помещение, похожее на заводской цех, пронизанный бесконечным сплетением труб. В зале работают мощные насосы. Одни из них закачивают воду из-под земли, другие - подают под давлением в магистральные трубопроводы, чтобы вода со станции дошла до самых отдаленных потребителей, а городские повысительные насосы создают нужный напор в системе, иначе жители верхних этажей не смогут пользоваться таким благом цивилизации, как централизованная система водоснабжения.Существует ли у Минска водная угроза? Возможно. И связано это с нерациональным расходованием воды: никто из жителей столицы не задумывается, сколько воды он тратит на умывание, и сколько воды убегает в сток во время утренней и вечерней чисток зубов. Европейцы тратят стакан воды, минчане - 10 литров. Так ли неисчерпаемы запасы водных ресурсов, чтобы бездумно сливать в раковину драгоценную пресную воду? Возможно, в ближайшем будущем проблему неэкономного расходования воды решит финансовый рычаг.