Территории бывших императорских резиденций - Стрельна и Петергоф, и нынешний район элитной застройки оказались в геологической зоне Балтийско-Ладожского уступа. Это глинт - обрыв Ижорского плато гигантской протяженности от Ладожского озера до южного побережья Финского залива. Высота этого подземного уступа более 50 м. Глинт, сложенный водонасыщенными известняками и перемежающимися пластами кембрийских глин, - это запасы чистейшей воды.
Подземные Ропшинские ключи двести лет поили жителей окрестных поселений, включая усадьбы помещиков, бедные деревни и богатую резиденцию Императора Всероссийского. За счет перепадов рельефа вода сама текла из источников, для ее добычи и переправки в населенные пункты не требовалось никакой насосной техники.Территория, находящаяся над глинтом, всегда отличалась свежим воздухом, богатой растительностью, изобилием родников. Ключевая вода из защищенного от верховодки и атмосферных осадков водоносного горизонта была изумительной чистоты и насыщена минералами. Сегодня к природным источникам добавились рукотворные: бурение скважин позволяет добыть ключевую воду в пределах приусадебного хозяйства.Возможно, благодаря наличию такого количества источников чистейшей воды, элитные коттеджные застройки в Петергофе превратились в конкурентов поселкам Курортного района Ленинградской области.
В древности людские поселения возникали там, где имелся неограниченный доступ к питьевой воде. Именно поэтому вокруг источников Ропшинской группы в Ломоносовском районе так много населенных пунктов, история которых насчитывает по 4-5 веков. О Кипени и Гостилицах, Оржицах и Вильповицах упоминается в новгородских письменах, датированных XV-XVI столетиями. Источникам с целебной, как считали поселенцы, водой поклонялись, берегли их, считая бесценными дарами земли русской. Именно с тех пор пошли легенды о «живой воде» и богатырской силе, которую давала она воинам Руси.
Издавна использующийся принцип самотечных водопроводов применили и для водоснабжения города Ломоносова при Советской власти. До 1937 года жители употребляли воду из артезианских скважин, но муниципальные власти решили направить в Ломоносов, а заодно и в Петродворец, ключевую воду Гостилицких и Варваросинских родников. Так, родники оказались запертыми в водопроводные трубы.Во второй половине XX века к родниковой воде Ропшинских ключей «присосался» Кронштадт, и жители острова тут же заметили, как повысилось качество водопроводной воды. Но развивающиеся районы Ленинградской области нуждались во всё большем объеме воды, к родникам в качестве источника водоснабжения присоединилась Нева, и минеральная вода глинта оказалась разбавлена речной.