Главная / Статьи / По следам «Большой жажды» Чарльза Фишмана

По следам «Большой жажды» Чарльза Фишмана

Размещено

Популярное издание известного журналиста из США Чарльза Фишмана — «Большая жажда» — это не просто книга, которую прочитали миллионы людей во всем мире, это настоящее подкрепленное статистическими данными научное исследование того, как в американских штатах используют воду. Вот некоторые интересны факты, подмеченные Фишманом.

Конец золотого века водопотребления?

Заканчивается время беззаботного и нерационального расходования водных ресурсов. Запасы чистой, недорогой и, главное, безопасной воды уменьшились до критических значений. Поэтому все эти три критерия — чистая, дешевая, невредная — одновременно уже не могут действовать. Но Фишман в своем труде не говорит о том, что наступил водный апокалипсис, наоборот, он утверждает, что в последнее десятилетие ситуация изменяется в лучшую сторону. Но вовсе не потому, что вдруг появились ранее неизвестные резервы пресной воды, хотя новые источники водоснабжения постоянно отыскивают гидрогеологи.

Бурение скважин для добычи подземных вод, изучение ледников, как гигантских запасов пресной воды, перспективные исследования в области использования атмосферной влаги – это все пути экстенсификации развития водной отрасли. А люди постепенно учатся экономить воду, выбирая путь интенсификации, то есть возможности получать достаточное количество воды без увеличения объемов ее добычи. Поэтому конец золотого века водопотребления — это начало века инноваций в сфере водосбережения. И тому есть конкретные примеры.

Культура водопотребления в Лас-Вегасе

Когда к управлению водными ресурсами Лас-Вегаса приступила Патриша Молрой, водопотребление в крупнейшем мировом центре развлечений, расположенном, кстати говоря, в центре пустыни Мохаве, снизилось на 400 л на одного человека в сутки. До этого жители Лас-Вегаса, не задумываясь, поливали чистой водопроводной водой газоны перед домом и мыли автомобили. Но Патриша (или Патриция, как ее называют русскоязычные граждане) буквально изменила культуру водопотребления.

Жители теперь орошают лужайки водой, использованной для бытовых потребностей. А используя вторично воду для мытья автомобиля, можно сэкономить не один десяток литров. В Лас-Вегасе не беспокоятся о нехватке воды: за счет экономии ее теперь хватает и на знаменитый во всем мире океанариум, и на самый большой на планете фонтан, и на «американскую Венецию» — уголок в городе, где воссозданы венецианские каналы.

Но не только жители экономят воду. Владельцы гольф-клуба уменьшили площадь травяного покрытия поля для гольфа, оставив траву лишь там, где находятся лунки, и посчитав, что песок — вполне адекватное покрытие площадки для игры в гольф. Экономия воды составила около 1 750 м3 воды в год.

Вода — слишком дешевый ресурс

В сумме коммунальных платежей в американских семьях расходы на воду составляют приблизительно $34 доллара ежемесячно. То есть в сутки за всю воду, расходуемую на мытье посуды, гигиенические процедуры, приготовление пищи, семья платит чуть-чуть больше доллара! Даже абонентная плата за интернет и кабельное телевидение значительно выше, чем цена на воду.

Из-за дешевизны воды муниципальным службам не хватает средств на модернизацию подземных коммуникаций и систем водоподготовки. Износ трубопроводов приводит к потерям воды и снижению ее качества, водопотребление увеличивается, а доходы муниципальных компаний по снабжению населения водой не растут. Кстати, низкая цена на водопроводную воду еще и не способствует стимулированию населения к экономии водных ресурсов. Но не только финансовая сторона вопроса играет важную роль в процессе формирования культуры водопотребления.

«Невидимая система» водоподготовки и водоочистки

Нужно сравнить два значения: первое — сумма, расходуемая ежегодно на поддержание работоспособности системы централизованного водоснабжения, второе — количество денег, которые тратятся на производство пластиковых бутылок. Эти два числа почти равны: значение каждого из них равняется приблизительно 29 миллиардам долларов! При этом пластмассовые бутылки загрязняют планету, а работа системы очистки сточных вод, наоборот, направлена на поддержание экологии.

Если все деньги, потраченные на производство тары для бутилированной воды, потратить на внедрение в систему водоподготовки и водоочистки инновационных технологий и на модернизацию старых сетей водоснабжения, в квартирах из крана польется чистейшая вода. Ее не нужно будет фильтровать перед употреблением, а потребность в бутилированной воде отпадет сама собой.

Жители населенных пунктов в большинстве своем не видят, как работает система водоподготовки и водоочистки, и не понимают всей глобальности проблем, встающих перед специалистами, работающими в сфере водоснабжения населения. Горожанам кажется, что вода из-под крана достается им даром, и при этом они считают, что ее качество недостаточно высоко, чтобы можно было без опаски ее употреблять. Гораздо проще пойти в магазин и купить бутилированную воду.

Поучается замкнутый круг: деньги тратятся на производство пластика, вода из крана становится все хуже и хуже, люди покупают все больше бутилированной воды, на поддержание сетей водоснабжения остается все меньше денег, качество воды ухудшается, люди покупают воду в бутылках в еще большем объеме…

Как разорвать порочный круг? Фишман советует последовать его принципам: в семье журналиста бутилированную воду не покупают, уже имеющиеся бутылки из-под воды не выбрасывают, а используют многократно. Если в бутылке осталось немного воды, ее не выливают в раковину, а поливают комнатные цветы или поят собаку. Желание экономить воду должно стать не просто привычкой — образом жизни каждого.

"По следам «Большой жажды» Чарльза Фишмана", БК "ПОИСК", рассказать друзьям: Январь 3rd, 2016
Наверх