Главная / Статьи / Кротонская дамба – памятник инженерной мысли двадцатого столетия

Кротонская дамба – памятник инженерной мысли двадцатого столетия

Размещено

Если в столице Великобритании для добычи питьевой воды выполняли бурение скважин, то источником водоснабжения Нью-Йорка стали не скважины, а искусственное водохранилище, созданное за счет возведения дамбы на реке Кротон.

Старую Кротонскую дамбу строили пять лет — это было первое подобное сооружение из камня в США. Начиная с 1842 года дамба ежедневно поставляла в город триста сорок тысяч кубических метров воды. Воду направляли по акведуку длинной шестьдесят шесть километров, проложенному под землей и названному Кротонским акведуком.

Спустя сорок с лишним лет с увеличением потребности населения в воде власти Нью-Йорка приняли решение о строительстве еще одного акведука и новой водозаборной дамбы ниже по течению реки Кротон. За счет образования нового водохранилища планировалось увеличить поставку воды в город до одного миллиона кубометров в сутки. Проектировщиком дамбы выступал Альфонс Фэлей. Этот малоизвестный инженер стал автором поистине уникального проекта, по которому было построено водозаборное сооружение, поражающее своей масштабностью даже современных специалистов.

Что же говорить об эмоциях современников Фэлея относительно дамбы, если она стала третьим (после Великой китайской стены и египетских пирамид) по размеру сооружением, созданным человеком, и первым в мире подобным строением из камня. Гранит для строительства добывали в расположенных недалеко от города Хантербрук каменоломнях, доставляя строительный материал на реку по железной дороге. Строительство было закончено лишь в начале прошлого века, но строительные работы, доделки и модернизации продолжались еще много лет.

Не менее уникальным по проектной задумке стала система водослива. Так как дамба могла быть в любой момент размыта потоком воды, водослив решено было сделать не в середине дамбы, а с левого края. Водослив представляет собой необычный канал, глубина которого увеличивается с приближением к границе дамбы. Длина дамбы вместе с водосливом составляет шестьсот шестьдесят семь метров, высота — девяносто один метр.

А знаете ли вы?..

Кротонскую дамбу в шутку называют гибридом Ниагары и дамбы Гувера. Несмотря на грандиозность сооружения, оно не стало туристической достопримечательностью, и даже не все жители Нью-Йорка знакомы с Кротонской дамбой, однако ее по праву можно назвать гением инженерной мысли начала прошлого столетия.

"Кротонская дамба – памятник инженерной мысли двадцатого столетия", БК "ПОИСК", рассказать друзьям: Май 20th, 2017
Наверх